2 августа театр «Современник» закончил свой 48
сезон.
Был показан спектакль «Гроза» в подзаголовке
которого значится: «фантазии на тему пьесы А.Н. Островского» в
постановке Нины Чусовой. Театр решил пойти на эксперимент и
обратился в этом сезоне к драматургу, никогда ранее не
появлявшемся на афишах «Современника». Было важно уйти от
хрестоматийности этой пьесы, найти в ней точки соприкосновения
с нынешним днем, взглянуть на пьесу глазами человека из XXI
века.
Такую же задачу ставил перед собой и великий
польский режиссер Анджей Вайда, поставивший в этом же сезоне
на сцене «Современника» спектакль «Бесы» по роману Федора
Михайловича Достоевского. Это была трудная и очень напряженная
работа, завершившаяся сложным, глубоким спектаклем, в котором
теснейшим образом сплелось множество мотивов, настроений,
чувств и страстей. И постановка «Бесов» тоже оказалась про
сегодняшний день, про нас, живущих здесь и сейчас, как и сам
роман, написанный всего лишь через несколько лет после пьесы
А.Н. Островского.
Завершившийся сезон был для «Современника»
напряженно-радостным, были сыграны две премьеры, а еще одна
запланирована на октябрь. Спектакль «Шинель» по повести Н.В.
Гоголя в постановке Валерия Фокина откроет «Другую сцену»
театра, а на основной площадке 25 сентября сыграют спектакль
«Три товарища», которые и откроют предъюбилейный 49 сезон.
18 и 19 апреля на сцене
Московского театра «Современник» состоится премьера спектакля
«Гроза» (фантазии на тему пьесы А.Н.
Островского)
На афише нового спектакля «Современника»
«Гроза» над названием пьесы не стоит имя автора –
А.Н.Островского. И это не ошибка, и не желание унизить
великого русского драматурга. Его имя выведено в афише
позднее, при обозначении жанра – «фантазии на тему пьесы А.Н.
Островского». Такое представление обусловлено тем, что текст,
известный всем со школьных лет стал провокацией, поводом для
режиссерской композиции, в которую вошли и часть пьесы этого
же драматурга «Снегурочка» и малоизвестные
нравоучительно-моралистические тексты, объясняющие идеологию
русского домостроя. Именно поэтому театр не выносит имя
Островского в первую строку, дабы не ориентировать зрителя на
канонический спектакль по хрестоматийной пьесе.
Для «Современника» это первое за 48 лет
существования театра обращение к творчеству Островского.
Оправдывая смысл полученного при рождении имени, «Современник»
никогда не рассматривал возможность поставить так называемого
«традиционного» Островского, при этом, мечтая о спектакле по
пьесе классика, поставленном сегодняшним режиссером, сумевшим
взглянуть на пьесу глазами человека нашего времени.
Таким режиссером оказалась тридцатилетняя
Нина Чусова, хорошо известная в Москве целым рядом своих
спектаклей, наиболее ярким из которых стала работа в
«Современнике» прошлого сезона «Мамапапасынсобака».
В спектакле Чусовой «Гроза» нет «луча света в
темном царстве», церквей, пейзажных декораций, реки Волги,
купеческого быта. Это жесткая современная история — о
неистовстве страсти, обернувшейся настоящей трагедией. Только
что получившая национальную театральную премию «Золотая маска»
за роль в спектакле «Мамапапасынсобака» Чулпан Хаматова снова
играет в постановке Нины Чусовой Катерину – лишенную сомнений
и полутонов, несентиментальную. Ее Катерина – максималистка во
всем: и в своем неприятии душного и фальшивого домостроя
Кабановых, и в своем прозрении любовью, от которой она не в
силах освободиться.
Не менее парадоксально и назначение на другую
главную женскую роль в спектакле. Кабаниха, которую всегда в
русском театре играли возрастные актрисы, в спектакле
«Современника» отдана молодой актрисе Елене Яковлевой. И для
режиссера это принципиально важно. Ее Кабаниха – не старая,
сморщенная жизнью баба, но молодая и сильная женщина. В ней не
меньше страсти, чем в Катерине. Только направлена она на
защиту собственной правды, в которой, по мнению Кабановой,
даже усомниться нельзя. И за эту правду она заплатит и чужой
жизнью, и собственным крахом.
Варю в этом спектакле играет Ульяна Лаптева.
Это третья большая работа молодой актрисы, сыгравшей заметные
роли в спектаклях «Уйди-уйди» и «Еще раз о голом короле».
Очень важным, формообразующим элементом
спектакля, стали придуманные режиссером роли Дуняшек, в
которых заняты молодые актрисы театра – Полина Рашкина, Яна
Романченко и Дарья Фролова. Они определяют ритм, внутреннюю
динамику спектакля.
Мужские роли, решение которых не менее
интересно и неожиданно, в спектакле «Гроза» распределены, в
основном, среди актеров, недавно заявивших о себе в труппе
«Современника». Так, Дикого играет Владислав Ветров, только
что выпустивший в «Бесах» Анджея Вайды Ставрогина. Бориса –
Юрий Колокольников, известный своей работой в
«современниковской» «Сладкоголосой птице юности». Тихон –
Максим Разуваев, сыгравший Мортимера в «Играем…Шиллера!» и
Калисто в «Селестине», Кулигин – Александр Олешко, за плечами
которого работа в спектакле «Вишневый сад», где он играет роль
Епиходова, Кудряш – Дмитрий Жамойда, создавший сложный и
интересный образ Кириллова в последней премьере театра –
«Бесах» Ф.М. Достоевского
«Современник» отложил на три месяца
запланированную на конец декабря прошлого года премьеру
«Грозы». «Виной» тому стала монументальная декорация – на
сцене выстроен практически четырехэтажный дом с лестницами и
окнами. К тому же начиненный электроникой, позволяющей
неожиданно и эффектно использовать выстроенную архитектором
Александром Бродским конструкцию.
Художник по костюмам – Павел Каплевич, уже
неоднократно сотрудничавший с театром во время работы над
«Пигмалионом», «Вишневым садом» и «Тремя товарищами», музыка –
ПАН-квартет Владимира Панкова, с которым театр встречается
второй раз, после спектакля «Сладкоголосая птица юности»
балетмейстер – Николай Андросов, для которого работа над
«Грозой» является дебютом на сцене «Современника».
Вот уже второй месяц
Анджей Вайда – всемирно известный польский режиссер –
репетирует в Московском театре «Современник» спектакль по
роману Ф.М.Достоевского «Бесы».
«Современник» планирует
сыграть премьеру 16 и 18 марта.
Это не первая встреча Анджея
Вайды с «Современником». В 1972 году он поставил на сцене
театра пьесу американского драматурга Дэвида Рэйба «Как брат
брату», посвященную вьетнамскому синдрому – самоощущению
нации, переживающей послевкусие проигранной войны. Банально
акцентировать на этом внимание, но все же стоит сказать, что
тогда, тридцать лет назад, спектакль Вайды, рассказывающий о
других – американцах, предвосхитил и предсказал то, что будет
переживать советское общество через десять лет – после своей
проигранной войны.
Работать над пьесой Дэвида
Рэйба в «Современнике» Вайда начал практически сразу после
того, как поставил в Старом театре Кракова «Бесов»
Достоевского. Это было в 1971 году. Тридцать лет назад, в
СССР, и речи не могло быть о том, чтобы поставить
полузапрещенное произведение русского классика на его родном
языке. И ярким доказательством тому был разговор с министром
культуры Екатериной Фурцевой. Она, отдавая должное режиссеру с
мировым именем, во время приема поинтересовалась, чем может
помочь пану Вайде власть в ее лице. Вайда попытался рассказать
о своем остром желании снять на русском языке фильм по роману
Достоевского «Бесы». Дипломат и политик Фурцева даже не стала
объяснять, почему этого сделать нельзя. Она просто перевела
разговор на другую тему.
По словам Галины Волчек,
художественного руководителя «Современника», и Анджея Вайды,
желание режиссера и театра встретиться вновь было обоюдным. И
столь же сильным, как давняя мечта Вайды услышать на родном
автору языке Достоевского, спектакли по
произведениям которого – «Бесы», «Преступление и
наказание», «Настасья Филипповна» – он ставил в Польше, США,
Японии, Германии.
«Современник» несколько лет
вел переговоры с Анджеем Вайдой. И в начале 2004 года эти
планы стали реальностью. Категорически неправильно будет
говорить, что это повтор прежнего спектакля. На этом Вайда
настаивает. Его внешний, мизансценический, рисунок где-то
будет повторяться. Но не более того. Сам Вайда, ставший другим
ровно на тридцать лет, его взгляд на Достоевского, не
поменявшийся, но обретший глубину и масштаб, и русские актеры,
как никто иной чувствующие объем героев Достоевского, – все
это не позволяет говорить о повторе, копии. То, что рождается
на сцене «Современника», по утверждению Вайды, –
самостоятельное художественное произведение, сделанное с
учетом двух предыдущих встреч режиссера с «Бесами».
В русских «Бесах» Вайды
занята большая часть труппы «Современника» (распределить 27
ролей удалось без приглашения сторонних артистов). Степана
Трофимовича Верховенского репетирует Игорь Кваша, Варвару
Петровну Ставрогину – Тамара Дегтярева, Лизу Дроздову – Ольга
Дроздова, капитана Лебядкина – Сергей Гармаш, Марью Тимофеевну
Лебядкину – Елена Яковлева, каторжника Федьку Валерий Шальных.
Николая Ставрогина будет играть Владислав Ветров, артист,
появившийся в труппе «Современника» в прошлом сезоне и
сыгравший небольшой эпизод в «Сладкоголосой птице юности» и
главную роль в спектакле «Анфиса». Часть значительных ролей в
спектакле сыграют молодые, только становящие известными
артисты театра – Сергей Гирин (Иван Шатов), Сергей Юшкевич
(Рассказчик), Дмитрий Жамойда (Кириллов).
Над сценографией и костюмами
спектакля работает Кристина Захватович – известный польский
театральный художник и, волею судьбы, жена господина
Вайды
27 октября 2003 года в
пямять о Леониде Алексеевиче Филатове театр «Современник»
сыграет спектакль «Еще раз о голом короле». Спектакль
«Еще раз
о голом короле» стоял в октябрьском репертуаре театра
«Современник» давно. Но никто не предполагал, что дата показа
спектакля – 27 октября, станет одной из самых печальных.
Вчера, умер Леонид Филатов. Человек, страстно любивший жизнь,
умевший находить в ней яркое и смешное, он был близок нашему
театру и по духу и по судьбе. Когда Юрий Любимов – режиссер и
вдохновитель театра на Таганке, усилиями партийного
руководства СССР, был объявлен невозвращенцем, Леонид Филатов
вместе с несколькими артистами, по приглашению Галины Волчек,
был принят в труппу театра «Современник», где и работал вплоть
до возвращения Юрия Любимова в Россию. Когда в 2001 году
театр «Современник» готовился отметить свое 45-летие, был
задуман своего рода парафраз пьесы Е. Шварца «Голый король». И
только Леонид Филатов, с присущим ему острым сатирическим
даром, мог стать идеальным автором для новой пьесы. И он
написал пьесу полную иронии, легкости, света, бесконечной
любви к людям, которые могут быть нелепы, нескладны, смешны,
но при этом удивительны и неповторимы. Есть незаменимые
артисты и неповторимые режиссеры, но есть люди, с уходом
которых, из мира исчезает частичка света и радости, которые
невозможно восстановить. Сегодня вечером, на сцене
«Современника» вновь будет звучать текст пьесы «Еще раз о
голом короле». А перед зрителями выступят создатели спектакля
– Михаил Ефремов и Никита Высоцкий. Сегодняшний спектакль
театр посвящает светлой памяти Леонида Алексеевича
Филатова.
1 октября 2003 года в
редакции газеты «Московский комсомолец» состоялось очередное
вручение театральной премии. Эта премия была
учреждена редакцией «Московского комсомольца» и вручается
ежегодно по итогам театрального сезона. На этот раз лучшими
были признаны: В номинации «Начинающие» - актер
Юрий Колокольников за исполнение главной мужской роли в
спектакле «Сладкоголосая
птица юности» В номинации «Полумэтры» - приз
получила Нина Чусова за лучший спектакль сезона «Мамапапасынсобака».
В номинации «Мэтры» лучшей женской ролью была признана роль
Принцессы Космонополис и Хэвенли в исполнении Марины
Нееловой в спектакле «Сладкоголосая
птица юности». Специальным призом «МК» был
отмечен актерский ансамбль спектакля «Мамапапасынсобака»:
Ольга Дроздова, Галина Петрова, Полина Рашкина,
Чулпан Хаматова. А после
того, как церемония вручения премий завершилась, все
сотрудники редакции газеты и гости поздравили Чулпан
Хаматову с днем рождения.
30 сентября 2003 года в нашем театре начались репетиции пьесы
А.Н. Островского «Гроза». Над
художественным оформлением спектакля начал работу художник
Александр Бродский, художником по костюмам выступит Павел
Каплевич. К работе над новым, острым и современным Островским
режиссер-постановщик спектакля Нина Чусова привлекла Елену
Яковлеву – она репетирует роль Кабанихи, Чулпан Хаматову –
будущую Катерину. Остальные роли в пьесе были распределены
следующим образом: Борис – Юрий Колокольников Тихон –
Максим Разуваев Варвара – Ульяна Лаптева Кудряш –
Дмитрий Жамойда Дикой – Владислав Ветров Кулигин –
Александр Олешко По словам
режиссера для нее очень важно не только приблизить Островского
к современной жизни, показать через классический текст, то,
что актуально сегодня, но и сблизить такие, на первый взгляд,
несовместимые роли, как Катерина и Сумасшедшая барыня.
Сумасшедшая барыня по замыслу Нины Чусовой выступает как
alterego Катерины, что придает традиционному сюжету новое и
оригинальное звучание. Роль Барыни начала репетировать актриса
Марина Хазова.
26 сентября Московский
театр «Современник» открывает новый, сорок восьмой,
театральный сезон. 25 сентября после летнего отдыха
состоится сбор труппы театра. «Современник» начнет свою работу
спектаклем художественного руководителя театра Галины Волчек
«Вишневый сад» с участием Марины Нееловой, Авангарда
Леонтьева, Елены Яковлевой, Сергея Гармаша и целого ряда
других известных российских артистов. До конца сентября
«Современник» покажет и спектакли, идущие в репертуаре уже
несколько лет, - «Пигмалион» и «Три товарища», а также
премьеры прошлого сезона – «Мамапапасынсобака» и
«Сладкоголосая пьеса юности». На сборе труппы Галина
Волчек расскажет о планах «Современника» на новый сезон, в
течение которого планируется сделать целый ряд спектаклей.
Сразу же после открытия сезона начнется работа над пьесой
А.Н.Островского «Гроза». За почти полувековую историю
существования «Современника» театр никогда не обращался к
драматургии этого классика русского театра, отчетливо понимая
дистанцию между эстетикой «Современника» и теми
художественными средствами, которые обычно использует
российский театр для постановки Островского на сцене. При этом
в «Современнике» всегда мечтали об Островском, но особом,
своем, увиденным острым сегодняшним человеком, способным через
классический текст рассказать со сцены о том, что волнует нас
всех сейчас. В театре с огромным интересом приняли предложение
молодого, но уже достаточно хорошо известного своими работами,
в том числе и «современниковским» спектаклем
«Мамапапасынсобака», режиссера Нины Чусовой. Ее замысел
«Грозы» показался крайне интересным, тем более, что над его
воплощением будут работать Елена Яковлева – она начинает
репетировать Кабаниху – и Чулпан Хаматова – будущая Катерина.
А сразу после нового года в «Современнике» начнет работу
над спектаклем «Бесы» по роману Ф.М.Достоевского выдающийся
польский режиссер театра и кино Анджей Вайда.
16 июня 2003 года в доме
актера состоялось вручение приза симпатий газеты
«комсомольская правда» «премьера-2003». Премиями были
награждены 12 молодых актрис разных московских театров. Приз
«Комсомольской правды» получила актриса нашего театра Елена
Корикова за роль Ниночки в спектакле «Анфиса» по пьесе
Леонида Андреева.
Уважаемые зрители! Иногда
случается, что спектакли приходится заменять. Связано это с
болезнью актеров. Так случилось и в июне месяце. Некоторые
спектакли пришлось заменить. Мы произвели необходимое
обновление информации в разделе «Афиша». Уточнить все
изменения спектаклей можно в этом разделе. А актеры
обязательно поправятся, и спектакли вернутся в
репертуар. Несколько дней июня будут играться следующие
спектакли: 5 июня, четверг – 19-00 – А.П. Чехов ВИШНЕВЫЙ
САД 7 июня, суббота – 19-00 Теннесси Уильямс СЛАДКОГОЛОСАЯ
ПТИЦА ЮНОСТИ 8 июня, воскресенье – 19-00 Теннесси Уильямс
СЛАДКОГОЛОСАЯ ПТИЦА ЮНОСТИ
16 марта 2003 года в
100-ый раз на сцене театра «Современник» был сыгран спектакль
«Аномалия» по пьесе Александра Галина. Этот спектакль по
праву можно назвать авторским, так как известный драматург
Александр Галин в данном случае принял на себя роль и
режиссера-постановщика, создав "Аномалию" в соавторстве со
сценографом Давидом Боровским. Бродячая труппа кукольного
театра волею судеб попадает на засекреченную военную базу, на
которой проводят эксперименты с радиоактивными веществами. Не
имеющие своего угла, артисты показывают спектакль таким же, в
сущности, бездомным и неприкаянным обитателям базы, которые
никак не могут понять, что их давным-давно забыли. При
своем появлении в 1997 году этот спектакль занял особое место
в репертуаре театра. Поставленный в годы стремительных
изменений жизни, убыстряющихся ритмов, он говорил о душе, о
внимании к реальному человеку. Пьеса, в которой речь идет не о
власти и абстрактных идеалах, а о душе и чувствах, никогда не
уходила из репертуара театра. Шесть лет со сцены
"Современника" говорится о том, что человек не может жить в
обществе, в котором никто никому не интересен, когда рвутся
все связи и забываются самые близкие и дорогие люди. Для
"Современника" очень важно сказать об этом именно сейчас, для
того, чтобы наша жизнь не превратилась в глобальную аномалию,
исправить которую будет невозможно. К сожалению,
обстоятельства сложились так, что сам режиссер не смог
присутствовать на юбилейном спектакле, но желание быть рядом с
актерами продиктовало Александру Галину следующие
строки: "Дорогие однополчане! Я
глубоко штатский (в прежнем значении этого слова, в смысле не
военный человек) не предполагал, что напишу и поставлю военный
спектакль. При вашей боевой поддержке у нас сложился
замечательный творческий климат и на репетициях и, как принято
говорить, в эксплуатации спектакля. Обстоятельства отняли у
меня возможность быть с вами именно в дни сотого юбилейного
спектакля. Но будет и сто первый, и мое появление на нем даст
нам возможность продлить наш праздник. С любовью и
благодарностью к театру "Современник" и к вам. Александр
Галин" На юбилейном спектакле на сцену вышел
первый состав исполнителей, а роль Ефима Голдина исполнил
Александр Назаров. Роль Ильи сыграл Максим Разуваев, Нины Реут
– Галина Петрова, Жанны Калмыковой – Мария Аниканова. Роль
Тани Болотовой сыграла Ольга Дроздова, а Валентины Мусатовой –
Елена Миллиоти. В роли подполковника Хребта - Валерий
Хлевинский.
6 марта 2003 года в
репертуар Московского театра "Современник" вернется спектакль
по пьесе Леонида Андреева "Анфиса". Он был поставлен в
1990 году и с успехом шел на сцене "Современника" до 2000
года. В течение двух последних лет "Анфиса" не игралась.
"Современник" вынужден был расстаться с исполнителем главной
мужской роли. Возвращая "Анфису" на сцену "Современника",
режиссер-постановщик спектакля Галина Волчек не ограничилась
только вводом на ряд центральных ролей. Изменены внутренная и
внешняя пластика спектакля, иными стали его ритмы. Это не
премьера, но попытка осмыслить старый спектакль в реалиях
нового времени, нового жизнеустройства, взглянуть на историю,
рассказанную в спектакле, с точки зрения людей, проживших за
12 лет, отделяющих их от премьеры, экстремальный по скорости
происходящих перемен отрезок истории. "Анфиса" будет
играться в прежних декорациях - сценограф Андрис Фрейбергс, но
при этом художник по костюмам Вячеслав Зайцев полностью
"переоденет" всех участников спектакля: и тех, кто играет
главные роли, и тех, кто появляется на сцене только в
эпизодах. Над пластическим рядом измененной "Анфисы" Галине
Волчек помогала работать Алла Сигалова. Создана и новая
музыкальная концепция спектакля, ее автором стал Асаф
Фараджев. Как и прежде, Анфису, главную женскую роль в
спектакле, будет играть Марина Неелова. За Ольгой Дроздовой
останется роль Александры Павловны, ставшая одной из первых ее
работ на сцене "Современника". Останутся в спектакле Елена
Миллиоти, Геннадий Фролов, Авангард Леонтьев, Валерий Шальных.
Федора Костомарова - главную мужскую роль - сыграет новый для
"Современника" артист. Владислав Ветров, в прошлом актер
Ростовской драмы, был принят в труппу театра прошлой осенью.
Его дебютом на сцене "Современника" стала роль Босса Финли в
спектакле "Сладкоголосая птица юности". На принципиально
значимую для спектакля роль Ниночки, младшей сестры Анфисы и
Александры, вводится Елена Корикова, известная театральному
зрителю по своим работам в спектаклях "Три товарища" (Патриция
Хольман) и "Три сестры" (Ирина). Новые работы появятся и в
репертуаре Тамары Дегтяревой (Бабушка), Сергея Гирина
(Розенталь) и Сергея Юшкевича (Татаринов). Галина Волчек,
постановщик спектакля, полагает, что: "Возвращение в репертуар
театра "Анфисы" сегодня остро необходимо не только и не
столько "Современнику", но и, в первую очередь, нашему
зрителю. Ведь разрушение мира начинается с разрушения себя,
вселенская агрессия - с невнимания и агрессии по отношению к
самым родным, самым близким людям. Сказать об этом со сцены
сегодня мне представляется жизненно необходимым".
4 февраля исполняется 70
лет со дня рождения народного артиста России Игоря
Кваши.
У людей, знающих и любящих
театр, имя этого артиста навечно соединено в сознании с именем
театра "Современник", в котором он работает с момента его
основания. Это произошло в 1956 году. Олег Ефремов собрал
вокруг себя группу единомышленников, в основном своих бывших
студентов по Школе-студии МХАТ. Среди тех, кто основал
"Современник" были Галина Волчек, Лилия Толмачева, Игорь
Кваша, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков. По-разному сложились
судьбы этих людей. Кто-то покинул свой первый дом -
"Современник". Игорь Кваша оказался среди тех, кто не покинул
театр даже в самые трудные минуты его существования, кто не
поддался искушениям со стороны, а их было немало.
Актерская карьера Игоря Кваши началась с роли Володи в
спектакле "Вечно живые" Виктора Розова. Потом были и
комсомолец-правдолюб Шурик ("Два цвета"), и эксцентричный
лизоблюд Первый министр ("Голый король" Е.Шварца), и Сирано де
Бержерак, и Свердлов в "Большевиках" М.Шатрова, и Лука в "На
дне" М.Горького, и множество других ролей. Уже в первые годы
"Современника", будучи совсем молодым артистом, Игорь Кваша
сыграл целый ряд важных и значимых ролей, став одним из тех, с
чьими именами зритель ассоциировал недавно рожденный театр.
В середине 60-х он попробовал себя в режиссуре, выпустив
нашумевший спектакль "Сирано де Бержерак" Э.Ростана. Позднее
на сцене "Современника" с большим успехом шли и идут его
спектакли "Кабала святош" и "Дни Турбиных" М.Булгакова, "Кот
домашний средней пушистости" В.Войновича и Г.Горина,
"Балалайкин и К?" М.Е.Салтыкова_Щедрина (И.В.Кваша - режиссер
возобновления знаменитого спектакля Г.А.Товстоногова). В
70-е и 80-е годы Игорь Кваша остается ведущим артистом
"Современника". В его репертуаре появляются Гаев и Чебутыкин
("Вишневый сад" и "Три сестры" А.П.Чехова), Мольер ("Кабала
святош" М.Булгакова), Стокман ("Доктор Стокман" Г.Ибсена) и
целый ряд других ролей, через которые выявляются уникальные
актерские возможности Игоря Кваши. Он становится не только
артистом-мастером, но одним из тех, кто несет в себе
харизматические черты поколения. Он - мягок, но склонить его к
нравственному компромиссу невозможно. Он способен бороться за
свою идею, но при этом готов остановиться, если понимает, что
посягает на территорию другого человека. Равно, как и вообще,
понятие "другой", иные ценности, чужая правда становится
важным для определенного круга тех, кто начинал в
шестидесятые. И Кваша - один из тех, кто не только слышал это,
но всем своим актерским существом транслировал со сцены в зал.
В сегодняшнем театральном репертуаре Игоря Владимировича
Кваши целый ряд значимых ролей - Гаев в "Вишневом саде",
Папаша Карамазов в спектакле "Карамазовы и ад" по мотивам
позднего Достоевского, Лестер в спектакле "Играем… Шиллера!"
(сценическая версия трагедии Ф.Шиллера "Мария Стюарт"),
Рассказчик в спектакле "Балалайкин и К", Саймон в "Трудных
людях" Й.Бар-Йосефа. Игорь Кваша очень широко известен как
артист кино. Достаточно вспомнить такие фильмы как "Ребро
Адама", "Паспорт", "Человек с бульвара Капуцинов", "Тот самый
Мюнхаузен", "Степь", "Соломенная шляпка" и множество других.
Несколько лет назад у Игоря Владимировича Кваши появилось
еще одна область применения своего дарования. Программа
Первого канала "Жди меня" - одна из самых высоко рейтинговых
телепередач сегодня. И, во-многом, благодаря уникальным
личностным качествам ее ведущего Игоря Кваши - человека,
который умеет слушать и слышать других. Игорь Владимирович
Кваша - один из тех редких людей, кто при всех обстоятельствах
и при любых режимах стремиться оставаться самим собой. Именно
по этому в эпоху всеобщих юбилеев, проходящих под чуть ли не
прямые телетрансляции, И.В.Кваша отмечает свое семидесятилетие
предельно скромно. 4 февраля он соберет за столом только самых
близких людей - семью, друзей и коллег, с которыми долгое
время работает вместе в "Современнике". А с 1 февраля в
"Современнике" через день будут играться спектакли с участием
народного артиста России, ведущего актера театра Игоря Кваши,
ведь зрители - это самые главные люди для тех артистов, кто
свою профессию понимает как служение. Игорь Кваша, безусловно,
один из них. 1 февраля, суббота 19.00 А.П. Чехов.
"Вишневый сад" - в роли Гаева - Игорь Кваша 3 февраля,
пятница 19.00 Н. Климонтович "Карамазовы и ад" (фантазии на
темы позднего Достоевского) - папаша Карамазов - Игорь
Кваша 6 февраля, четверг 19.00 "Играем...Шиллера!"
(сценическая версия трагедии Ф. Шиллера "Мария Стюарт") - в
роли Лестера Игорь Кваша. 8 февраля, суббота 19.00 Й.
Бар-Йосеф "Трудные люди" - Саймон - Игорь Кваша 10 февраля,
понедельник 19.00 "Балалайкин и К" - Рассказчик - Игорь Кваша.
28 и 29 декабря в театре
"Современник" премьера. У спектакля странное название -
"МАМАПАПАСЫНСОБАКА", но оно при этом абсолютно соответствует
духу и букве того, что будет происходить на сцене. Так
получилось, что над этим спектаклем работали, в основном,
женщины. Причем, молодые. Пьесу написала тридцатилетняя
сербская журналистка Биляна Срблянович. Сегодня она известный
в мире драматург. Ее пьесы - "Супермаркет", "Белградская
трилогия" и "Семейные истории" - поставлены во многих
европейских странах. Последняя, собственная и стала основой
спектакля "Современника". Название пришлось поменять (и автор
на это согласилась), потому что скучное для русского ухо
словосочетание "семейные истории" никакого отношения к
экстремальному во многих своих проявлениях спектаклю
"Современника" не имеет. Когда в "Современнике" появилась эта
пьеса, театр начал искать режиссера способного остро и
талантливо поставить этот архисовременный и невероятно
театральный текст. Выбор пал на молодого режиссера Нину
Чусову, дебютировавшую в Москве два года назад, но уже хорошо
известную спектаклями "Шинель" и "Герой" (оба поставлены в
РАМТе), "Гедда Габлер" ("Сатирикон") и "Имаго" (частный проект
Павла Каплевича). Этот выбор был абсолютно закономерен и
оправдан. Эстетика Нины Чусовой вся пронизана игрой, она как
никто сегодня остро чувствует форму, современный юмор, понятие
смешного в ее спектаклях всегда несет в себе оттенок
трагикомического. Вместе с Ниной как полноправные соавторы
над спектаклем работали актрисы "Современника" Ольга Дроздова,
Галина Петрова, Чулпан Хаматова, и дебютантка, принятая в
труппу "Современника" прошедшим летом, Полина
Рашкина. Костюмы к спектаклю придумала Анастасия
Глебова. Мужчины в этом проекте оказались часто на более
скромных, но не менее значимых для целого ролях. Перевел пьесу
с сербского артист "Современника" Сергей Гирин, получивший
первое образование в МГУ на кафедре западно-славянских языков.
Вместе с Ниной Чусовой над спектаклем работали
художник-постановщик Владимир Мартиросов, режиссер по пластике
Леонид Тимцуник, композитор Олег Костров и аниматор Иван
Авалиани и художники-граффитисты известные под именами Мангол
и Баскет. Пересказывать содержание этой пьесы, пока еще не
известной никому в России (спектакль "Мамапапасынсобака" -
открытие нового драматургического имени), вряд ли стоит. Здесь
четыре равнозначных героя. Все они дети. И действие пьесы
разворачивается в песочнице, на окраине постсоциалистического
города. Дети играют в семью, состоящую из матери, отца, сына и
неожиданно приблудившейся к ним собаки. По форме - это детские
игры, в которых очень много от современных реалий -
компьютеров, хип-хопа и прочего. По содержанию - это
спектакль, адресованный взрослым, и только для них.
6, 7, 16 и 19 декабря в
"Современнике" - премьера спектакля "Сладкоголосая птица
юности" по одноименной пьесе знаменитого американского
драматурга Теннесси Уильямса. Эта пьеса уже давно стала
классикой драматургии ХХ века и хорошо известна в России,
благодаря знаменитому спектаклю МХАТа, где главную роль
Принцессы Космонополис сыграла Ангелина Степанова. Тогда и
сегодня пьеса играется в переводе, который тоже стал
классикой, - его авторы Виталий Вульф и Александр
Дорошевич. "Современник", следуя своему названию и
художественным принципам, пригласил на постановку Кирилла
Серебренникова - режиссера, который за последние два года стал
широко известен московскому зрителю. Поставив три спектакля в
Москве - "Пластилин" Василия Сигарева (Центр драматургии и
режиссуры), "Откровенные поляроидные снимки" Марка Равенхилла
(Филиал театра им.Пушкина) и "Терроризм" братьев Пресняковых
(Новая сцена МХАТ им.Чехова), Серебренников приобрел
известность как режиссер, территорией художественного успеха
которого стала современная пьеса. Острый, неожиданный, очень
сегодняшний по внешним приспособлениям и ритму сценический
язык, предлагаемый Серебренниковым, блистательно соединялся с
фактурой и языком новой драмы. Но "Современник" и его
художественный руководитель Галина Волчек изменили бы своим
принципам, если пошли по проторенному пути. Театру показалось
интересным соединить этот язык и классическую драматургию. Так
и возникла идея постановки "Сладкоголосой птицы юности".
Театр представил Кириллу Серебренникову пространство для
поиска. Так режиссер стал не только постановщиком, но и
автором сценической композиции, где к классическому тексту
пьесы предельно аккуратно, без посягательств на авторскую
эстетику, были добавлены прологи ко всем трем актам Теннесси
Ульямса. Их по просьбе Серебренникова написала Нина Садур.
Режиссер пришел в "Современник" со своей постановочной
группой - художником-сценографом Николаем Симоновым,
режиссером по пластике Альбертом Альбертом, композитором
Михаилом Шкирманом, Владимиром Панковым - автором вокальных
композиции. Марина Неелова - ведущая актриса "Современника"
- с абсолютной готовностью и невероятным творческим азартом
согласилась работать в этом во многом экспериментальном
спектакле. Она играет здесь две роли - голливудскую звезду
Принцессу Космонополис и возлюбленную главного героя
Хэвенли. Именно через Марину Неелову, через ее актерскую
индивидуальность Кирилл Серебренников передает главную тему
спектакля, являет его смыслы. Для него "Сладкоголосая птица
юности" - это, прежде всего, спектакль о скоротечности
времени, о том, что его природа неуловима, о том, насколько
разнится время как таковое в проживании художника и
обыкновенного человека. И еще о том, насколько неотвратима
расплата за все, что совершил или даже только хотел совершить
в этой жизни. И у каждого она своя: один заплатит жизнью,
другой - полным уничтожением в себе человека, останется жить,
полностью лишив себя права не только чувствовать, любить и
понимать другого, но даже права желать этого. В
"Сладкоголосой птице юности" - три актерских дебюта. Это,
прежде всего, Юрий Колокольников - исполнитель мужской главной
роли Чанса Уэйна. Хорошо известны его работы в кино - "В
августе 44-го", "Леди на день" и другие, но на театральную
сцену он выходит впервые. Второй дебютант - исполнитель роли
босса Финли заслуженный артист России Владислав Ветров.
"Современник" пригласил его из Ростова-на-Дону, где он более
десятка лет был ведущим артистом театра. Также впервые в этом
спектакле на сцену выйдет молодой актер Евгений Власенко,
приглашенный в труппу "Современника" после окончания
Щукинского училища. В спектакле также заняты артисты
театра "Современник" Ульяна Лаптева, Мария Селянская, Марина
Феоктистова, Сергей Гирин, Александр Карамнов, Александр
Олешко, Максим Разуваев, Олег Феоктистов.
С некоторым опозданием, но
все же сообщаем, что у нас интересные перемены. Связаны они с
тем, что в спектакле "Три сестры" две новых исполнительницы.
История такова. Ирина Сенотова - Маша - приболела. И 5
октября, в день, когда были назначены "Три сестры", играть
не могла. Узнали мы об этом еще до начала сезона. Конечно, и у
нас случаются замены спектаклей, но, в основном, тогда, когда
кто-то из артистов заболевает в день или накануне, и выхода
нет. Надо заметить, что решение играть "Три сестры" в
измененном составе далось Галине Борисовне Волчек нелегко. 5
октября Машу играла Ольга
Дроздова, а Ольгу - Галина
Петрова. В старом спектакле (редакция 1982 года)
Петрова играла Ольгу, а Дроздова - Машу, дублируя Марину
Неелову. Сказать, что мы нервничали - не сказать ничего. Ведь,
как бы ни пытались внедрить в сознание зрителей наши "друзья"
- критики, что Волчек сделала полную копию своего же
спектакля, - это полная неправда. У нового спектакля другие
ритмы, другая мотивация поведения персонажей. И войти
исполнителям старого спектакля в новый, какими бы хорошими
артистами они ни были, - вряд ли бы удалось. Режиссер-педагог
Александр Савостьянов ежедневно в течение недели работал с
актрисами и их партнерами. И, на наш взгляд, - чудо случилось.
Ольга и Галина сыграли абсолютно новые роли. Чтобы в этом
убедиться, можно прийти на "Три сестры" 16 октября.
Билеты пока есть, но, как говорит кассир, очень немного.
9 октября изменился
электронный адрес "Современника". Мы это сделали благодаря
нашим партнерам - системе
хостинга Езон ("ЗАО
Открытые Коммуникации"). Теперь нам можно написать,
используя ссылку на сайте. Нажмите на страницу "Как нас
найти", а затем собственно на электронный адрес. Внимание! Это
адрес корпоративный, поэтому оставляем за собой право самые
интересные послания публиковать на форуме.
Сегодня, 3 октября, мы
узнали очень радостную новость. Самый близкий друг
"Современника" на Украине, красивая и отважная молодая женщина
Оксана Немчук, генеральный продюсер киевской компании
"G.A.L.", удостоена очень почетной премии киевской независимой
журналистики. За проведение гастролей "Современника" в Киеве
Оксане присуждена премия "Лучший продюсер сезона". Эта награда
чем-то похожа на ту премию, которую "Современник" получил в
1997 году по итогам гастролей на Бродвее. Масштаб иной, но
существо то же. Оксану наградили независимые журналисты,
причем, по нашим сведениям, проголосовав за нее единогласно.
Тем, кто хоть немножко знаком с журналистской кухней, ясно,
что люди этого цеха редко приходят к общему мнению. Невероятно
радостно сознавать, что бывают исключения из правил и что этой
награды Оксана удостоена и с нашей помощью. Так держать,
госпожа Немчук (рука не поворачивается написать об очень
молодой женщине "Оксана Владимировна")!!! Наши поздравления
всем сотрудникам компании "G.A.L.", и особенно ее генеральному
директору Араму Геворкяну.
1 октября, открытие
нового театрального сезона. На этот раз - 47-го. Открываемся
"Тремя товарищами", и начинаем играть все наши спектакли, один
за другим. Рады, любим и ценим каждого зрителя. В этом смогли
убедиться все, кто пришел в "Современник" 29 сентября на День
Олега Ефремова. Кстати, завтра в 11.50 на телеканале
"Культура" будет показан фильм "Строится мост", тот самый,
ставший частью программы юбилейного дня. Планы на
предстоящий сезон у нас очень серьезные. В начале декабря
состоится премьера спектакля "Сладкоголосая птица юности" по
пьесе Теннесси Уильямса. Режиссер - очень интересный, на наш
взгляд, молодой, современно мыслящий Кирилл Серебренников,
спектакли которого "Пластилин" и "Откровенные поляроидные
снимки" можно увидеть в Центре драматургии и режиссуры и на
сцене Филиала Театра им. А.С.Пушкина. В "Сладкоголосой…"
репетируют Марина Неелова, Юрий Колокольников (приглашенный
артист), Александр Берда, Ульяна Лаптева, Марина Феоктистова,
Инна Тимофеева, Сергей Гирин, Максим Разуваев, Александр
Олешко, Александр Карамнов, Олег Феоктистов. В октябре
начнутся репетиции современной сербской пьесы "Семейные
истории". Ее автор тридцатилетняя Биляна Срблянович. Перевел
пьесу артист нашего театра, по первому образованию -
филолог-славист, Сергей Гирин. Над постановкой пьесы будет
работать тоже молодой режиссер - Нина Чусова. Ее работы в
Москве - "Герой" и "Шинель" в Российском Молодежном театре,
"Гедда Габлер" в "Сатириконе". Галина Волчек, скорее
всего, в этом сезоне поставит новую пьесу американского
драматурга Эдварда Олби "Коза". Также мы договорились о
постановках с Римасом Туминасом и Валерием Фокиным. Римас
"согласился" на название, которое мы уже очень давно - с
премьеры "Играем… Шиллера!" - ему "сватали". Это "Лес"
А.Н.Островского. Валерий Фокин осуществит совместную с Центром
им.В.Э.Мейерхольда постановку по мотивам пьесы Софокла
"Филоктет".
29 сентября в
Московском театре "Современник" - День Олега Ефремова. Театр
посвящает предстоящему 75-летию своего создателя, выдающегося
актера и режиссера, талант и личность которого во многом
определили облик российского театра второй половины двадцатого
века. В этом году, 1 октября, Олегу Ефремову исполнилось бы
75 лет. Он не дожил до юбилея - в мае 2001 года его не стало.
Все это время ощущая утрату Ефремова как свое личное горе,
"Современник" однако не собирается в этот день устраивать
панихиду. В театре, появившемся на свет благодаря невероятной
воле Ефремова, благодаря тому, что он смог сформулировать и
претворить в жизнь мощную художественную программу, создать
новый театральный язык, считают, что, пока жив "Современник",
живы и идеи, и душа его основателя. Именно поэтому
"Современник" отмечает юбилей Ефремова как день рождения, как
праздник. Олег Ефремов мечтал создать театр понятный
каждому, открытый для всех. Театр, которому интересен
современник - человек, живущий здесь и сейчас, думающий о том,
что происходит сегодня, чувствующий энергию и ритм реального
времени. Театр, где не только публике будет интересно все, что
по ту сторону рампы, но где каждый зритель - личность, чье
мнение, чья точка зрения бесконечно важны для тех, кто
собственно и создает его. Именно поэтому "Современнику"
хочется, чтобы в День Олега Ефремова двери театра - его детища
- были бы открыты для всех, кому дорог этот человек. Не только
как близкий друг или как художник, сформировавший
мировоззрение. Но как огромная личность, чьи театральные и
кино работы, чье неповторимое обаяние, чье умение любить и
понимать другого человека - абсолютно неповторимы. Созданное
Ефремовым принадлежит не только прошлому, не только ХХ веку. В
нем заложен огромный базис для будущих созданий российского
театра. В этом уверены в "Современнике", и ждут в этот день в
театре людей разных возрастов. И, особенно, молодых - тех, кто
еще только начинает жить и созидать. 29 сентября, в
воскресенье, в День Олега Ефремова с 12 до 16 часов
"Современник" откроет свои двери. Для того, чтобы в этот день
попасть в театр, не нужен будет билет. В полдень откроется
выставка "Олег Ефремов. 75 ракурсов". В фойе театра будет
экспозиция: 75 крупных планов Олега Ефремова - в ролях, на
репетициях, в жизни. Основатель театра будет в этот день и на
его сцене - на огромном экране в течение четырех часов, сменяя
друг друга, появятся отрывки из лучших работ актера и
режиссера. По заказу "Современника" специально для показа в
День Ефремова они смонтированы в единый видеоклип
продолжительностью в полтора часа. И весь этот день с
"Современником" будут молодые музыканты - стипендиаты
Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. |
|